САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Неоконченный роман в письмах

"ФИЗФАК-67, УНЕСЕННЫЙ ВЕТРОМ"

Глава 3. 2010

Андрей Миргородский

Вот ночная прогулка по Парижу с поэзией и песней. Как я понял, это посленее литературное послание, которое направляет миру писатель Маркес, уже совсем больной. (см второй Атт. поесни Маркеса) Поет Шарль Азнавур, так что, включи музyку.

Кликни, сначала увидишь Триумфалную Арку, подожди минутку (может меньше) и слева внизу появится пульт управления, кликая на стрелку справа, будешь менять картинки, пока не увидишь наверху "fin du diaramme", чтоб закончить раньше, кликни на прyмоуголник в центре пульта.

Владимир Косарев

Спасибо за прекрасное слайд-шоу, я выложил его на наш сайт Paris-Aznavour-Poesie_Marquez чтобы наши друзья могли, как и я вспомнить свои прогулки по ночному Парижу. Снимки и монтаж твои?

В ответ поздравляю с празндиком весны и солидарности трудящихся! Я был 1.05 на демонстрации в колонне солидарности - новое название организации типа каспаровского гражданского фронта. Народ был, но маловато, поскольку на этот раз не было лимоновцев и анархистов (их повязали где-то по дороге). ОМОНА было явно больше, чем нас. Солдат МВД подняли в Лебяжьем в 6 утра и отправили в оцепление Пионерской площади у ТЮЗа, над которым летал вертолет с командованием, которое могло в любой момент отдать приказ о разгоне. В общем все, как в анекдоте об отличии ленинских коммунистов от брежневских: первые собирались и читали Маркса, а при стуке в дверь прятали Маркса и доставали карты и вино, начиная развлекаться с женщинами. При Брежневе все было наоборот! Кстати о жизни Маркса был недавно занятный фильм, где есть такой эпизод: семья Маркса жила в постоянной нужде, и жена его уехала к богатому родственнику просить помощи. Карл же в это время вступил в связь с экономкой. Дело житейское, но когда вернувшаяся жена начала задавать ему вопросы о том, откуда взялась беременность экономки, Маркс ответил: "Хорошо, я тебе все расскажу! Это все Энгельс!", и уговарил своего друга приехать и взять всю вину на себя.

Поэтому предлагаю выпить лишний раз за настоящую дружбу! Кто знает, какая у кого их нас возникнет проблема и кто ее поможет решить!

SY.

01.01.2010 19:34, Владимир Косарев

С Новым Годом!

N.Zakrevsky

Дорогой Володя! С Новым Годом! Очень жалею, что не смог быть на твоем докладе, весь этот подход очень интересен, посмотрел.

Коля Закревский

 

Андрей Миргородский

Дорогой Володя,

Я не сомневаюсь, что основой твоей общественной позиции, твоих идей, так же как и твоих действии для их реализации являются твои представления о добре и зле..... а также и твое стремление делать так (и то), что , по твоему разумению, необходимо делатъ, чтоб первое доминировало над вторым.... А это не может не вызывать симпатий, во всяком случае, моих симпатий..... Тут я задумался ...и вспомнил про одно письмо, которое я не так давно написал своему другу детства в Америку. Мои друг жил в Москве и уехал в Израиль - USA в 1980 году. Ныне он - издатель русско-язычной прессы в Филадельфии. Но в свое время он возомнил себя художником, участвовал в "бульдозерной" выставке в Измайловском парке, был отмечен прессой как антисоветчик, и тут же был отправлен (как резервист) райвоенкоматом под Читу на 6-месяcнчые военные сборы. Но период его подготовки к отъезду и сам отъезд контролировал майор КГБ, который вежливо просил его в этот период не делать никаких "глупостей", чтоб ни у кого не было головной боли.... Отбыв все, что положено, друг уехал в свои нынешние палестины. Поводом моего письма к нему была статья в демократической прессе ("Washington Time") , написанная неким грузином-стажером одного из университетов USA (я видел его фото в прессе - ему порядка 35 лет, не больше; то-естъ то, что он вспоминает о советском периоде относится к 70-80 годам). Я предложил моему другу прокомментировать, как ее текст, так и факт ее публикации в WТ. Но он не понял, что в ней меня "засосало", и предложил приехать к нему, что б провести вместе отпуск на Багамских островах. Я тебе направляю это письмо и ты можешь его рассматривать как эпизод нашей совместной публицистики...(см. просто текст ниже) С приветом АМ

PS. Если у тебя естъ е-майл адрес Жоры Михайлова, отправь ему это письмо, пожалуйста. Оно его не огорчит...

ВОТ ПИСЬМО К ДРУГУ:
Дорогой друг, чтоб принять твое предложение и навестить тебя в USA, я хотел бы понять, остались ли между нами связи, на которых всегда основывалась наша дружба; и как минимум, - наши общие представления о порядочности и непорядочности, то есть, о чести и подлости. Я надеюсь, что оба мы неизменно исповедуем в этом отношении единые и те же самые принципы, как и 40- 30 лет назад. Но принципы и точки зрения - это разные вещи. Своей точки зрения не меняет только дурак. Ведь поскольку точка зрения на некоторое событие основывается на его интерпретации, а это зависит от имеющихся сведении (информации), то любой разумный человек принимает новую точку зрения всякий раз, когда у него появляется новая информация, определяющая новую интерпретацию фактов, и возможно, - прямо противоположную прежней. Что же касается принципов, то человек, претендующий быть личностью, по моим представлениям о таковом, может (и должен) сказать: "я - это мои принципы! Мои принципы - это я. Принципы - это те критерии оценок окружающего меня мира, которые, можно сказать, биологически присущи моему сознанию. Изменить своим принципам, значит для меня изменить самому себе. (Я не очень сложно для тебе говорю?) Помнишь фильм "Служебный роман" Е.Рязанова? строчки из песенки, которую там пел герой - Мягков?:  " Нет на свете печалъней измены, Чем измена себе самому...."/ Еще тогда, я подумал : "как точно сказано!"
А теперь послушай мои рассказ. В раннем детстве, еще живя в Ленинграде (до 1951), я запомнил слова песни, которую часто пели марширующие красноармейцы (их часть была совсем рядом с нашим домом в Автово, у Красненького кладбища ) :

"Прощай края родные,  
 звезда победы нам свети.
 До свидания, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути....! "

И дальше шли такие слова:  

"Все, что с детства любим и храним,
Никогда врагу не отдадим,
Лучше сложим головы в бою,
Защищая Родину свою."

  (и дальше - "До свиданья, мама, не горюй,- На прощанье сына поцелуй ..." )

Эта песня с тех пор осталась (теперь я могу сказать "и на всю жизни" ) в моей памяти... Когда нам было уже по 20 лет, на международной стройке в Югославии в 1965 г, вместе с Мишкой Пимоненеко, я пел ее, очень простую и очень искреннюю, каковыми и мы тогда были. (югославам тоже нравилась эта песня, "про матку", как они говорили).
Чуть позже, на военных сборах 1966, маршируя в строю, как только звучало: "запевай", я слышал рядом слова Мишки : "Андрюха, давай!.." И, стараясь не сорвать голос, начинал как можно ниже:
"Протрубили трубачи тревогу,
всем по форме к бою снаряжен,
Собирался в дальнюю доро-о-о-гу,
комсомольский сводный батальон.
Прощай, края родные, звезда победы нам свети.
До свиданя, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути....!"

 Гораздо позднее, копаясь у своего друга в куче старых пластинок (78 оборотов), оставшихся от его родителей, рассматривая и слушая с легкой иронией довоенные "Рамона", "Рио-Рита", "Мама Инесс", среди прочих я увидел маленький диск с этикеткой "Комсомольская походная", слова и музыка Александра Галича. Это находка меня заинтриговала.

В эти годы, я знал прекрасно песни Галича. (и в частности, спасибо Жоре Михайлову за это!) Более того, сюжеты, мысли, идеи Галича, его "гражданские скорби", были той питательной субстанцией для моих мозгов, из которой сформировались мои зрелые представления о добре и зле, о чести и подлости, то есть те самые принципы, измена которым есть измена себе самому.

Я поставил пластинку в проигрыватель и вдруг услышал:
"Протрубили трубачи тревогу, всем по форме к бою снаряжен......"
Песня прозвучала и кончилась, пластинка крутилась, и игла с шипением елозила по пластмассе. А я смотрел на нее как завороженный, и в глазах стояли слезы...
Галича уже не было в живых. Прах его лежал где-то под Парижем, и на его последние стихи с мучительным вопросом "Когда я вернусь ?" уже был дан ответ - "Никогда!"
А вот, на тебе! Он вернулся ! Из далеких военных лет звучит его песня, та песня, которую я с детства знаю и люблю, не догадываясь что это - ЕГО песня! Каким странным, на первый взгляд, могло бы выглядеть ето открытие....

Ведъ оказалось, что лихая комсомольская песенка, вполне стандартная для советского репертуара, где автор за весь народ берется утверждать, что : "лучше сложим головы в бою, защищая Родину свою..." написана человеком, который 20 лет спустя писал по этому поводу нечто другое, а именно:

    "В красном мареве горизонт,
А нас из лагеря, да на фронт...
    Севастополь, Курск, Гродно, Брест,

Нам слепил глаза красный блеск.
     А как красный блеск стал белеть ,

Стали глазоньки столбенеть....
     Ах, сгубил ты нас, красный цвет,

Мы на свет глядим, а света нет!
      Покалечены наши жизни,

 А может, дело все в дальтонизме? ..
      Так подчаливай, друг, за столик,
Ты дальтоник , и я дальтоник .
      Разберемся на склоне лет,

За какой мы погибли цвет? "

Или вот еще,   "про Родину" 
............................
 " А в Крыму -весна,

и в море сельдь идет, И миндаль , небось, подрасцвел.
А тут по наледи, курвы-нелюди, двух зека ведут на расстрел.
................................
А второй зека - из Севастополя. Он там, черт чудной, Херсонес копал.
Он копал, чумак, что ни попадя, И на долгий срок в лагеря попал.
И жену его. И детей его. И старуху - мать,  чтоб молчала, блядь!
Чтобы знали все, что заказано нашу Родину сподниза копать!"



Ты видишь, друг мой, этот человек 20 лет спустя смотрит на все совершенно другими глазами. И говорит совершенно другие вещи. Но при этом неизменно исповедует те же принципы. Ведь, согласись, в основе песен и про комсомолский батальон, и про дальтоников, и про зеков лежит один и тот же принцип: "будь правдив и честен перед самим собой, особенно, когда предстоит выбор меду правдой и честью, с одной стороны, и ложью и подлостью, с другой .
     Вот, кстати, выбор Галича:
/"Я выбираю свободу, но не из боя, а в бою...
Я выбираю свободу быть просто самим собою.

 И это-моя свобода ! Нужны ли слова ясней?
 И это - моя забота, как мне поладить с ней.

И слаще, чем ваши байки, мне горечь моей беды,
 Свобода тюремной пайки.

Свобода глотка воды

 Я выбираю свободу! Пускай - крива и ряба.
             А вы , валяйте, по капле выдавливайте раба .

             Я выбираю свободу, и пью с нею нынче на "ты".
             Я выбираю свободу Норильска и Воркуты

            где пулею или тряпкой однажды мне рот заткнут!" /

Но пуля и тряпка - это слишком просто, это не для Галича. Рот ему заткнула "остановка сердца вследствие электрического шока" - так было записано в полицейско-медицинском протоколе составленном на месте его гибели - в его последнем парижском убежище. Ты наверное думаешь сейчас: " и чего это Андрюху /засосало ? / зачем он все это пишет? может чокнулся? Прислал сначала мне какую-то статейку из ВТ. Я не понял зачем. Он обещал объяснить И теперь вдруг про Галича, про каких-то комсомольцев. Причем тут Галич? "
И в самом деле, зачем я это пишу ? - А по двум причинам Во-первых, я вижу в личности Галича и в его судьбе яркий
 пример исповедуемого мной" ПРИНЦИПА  НЕИЗМЕННОСТИ  ПРИНЦИПОВ"
И во-вторых, дело в том, что в одной из самых близких мне песен Галича, где он (по Пушкину ) "глаголом жег сердца людей", (по крайней мере, мое сердце ), и где он обращался к нам, советским обывателям, с вопросом :

"Не судите - да не судимы... Значит, так вот и не судить ?
Значит, спать по ночам спокойно, Опускать пятаки в метро?...
 А судить и рядить - на кой нам ? - Нас не трогай - и мы не тро...
 Нет! Презренна по самой сути эта формула бытия !
Те, кто выбраны, те и судьи ? - Я не выбран. Но я судия! "

 и дальше - такие слова :

"Пребывая в презренной темности,
Обращаюсь с мольбой к историку: "
от великой своей учености, удели мне хотя бы толику.
 Я пути не ищу раскольного, я готов шагать по-законному.
Но успокой меня, неспокойного,

растолкуй ты мне, бестолковому:
Если правда у нас на знамени ,
Если смертной гордимся годностью,

 Так чего ж мы в испуге замерли
 Перед ложью и перед подлостью?"

Эти слова, в самом деле, жгли мое сердце. Только непонятно было, о какой "смертной годности" говорил Галич, как-то несуразно это звучало для моего уха. И вот, та самая находка - пластинка с комсомольской песенкой мне все объяснила! "Лучше сложим головы в бою, защищая Родину свою" - именно эти слова, сказанные 20 лет назад, и значили эту самую "смертную годность" !!!
Он, Галич, тогда их произнес со всей юной пылкой страстностью и искренностью, исповедуя свои представления о добре и зле, от себя и от имени своего поколения.
А потом, спустя два десятилетия обратился к нему же (исповедуя те же принципы):

"Если правда у нас на знамени,

Если смертной гордимся годностью,

Так чего ж мы в испуге замерли

Перед ложью и перед подлостью?

Так вот, все что написано выше - это присказка, немножко затянутая А сейчас начинается сама сказка. Она будет короткой.
Дорогой мои друг . Выделенные выше (болдом) две строчки из Галича - это чисто риторический вопрос, обращенный к его сверстникам, нашим отцам. Наши отцы пережили годы сталинизма. И их страх сказать правду, их испуг и паралич перед ложью и перед подлостью имел такое же происхождение как слюновыделение у собак академика Павлова при цвете синей лампочки. Это было приобретенное биологическое свойство - выработанная реакция на факторы, грозившие гулагом и смертью.
Но мы-то, ты и я, живем в свободном мире. И ни тебе, ни мне боятся нечего. Уезжая ты говорил :"я еду в Америку не ради сытных американских харчей. Я еду туда ради Свободы, то есть возможностью быть просто самим собой (см. выше у Галича) Я художник и поэт, и поэтому свобода для меня необходима как воздух. Если и Америка мне не даст этой свободы, значит моя жизнь не состоится.... А еще я еду в Америку потому, что я люблю Россию. Но она меня не любит. А что может быть мучительней неразделенной любви?" С тех пор прошло больше четверти века. Скажи мне, друг мой, ты свободен? Ты нашел ту самую свободу быть самим собой? Свободу жить без лжи, без подлости?
Скажу прямо, после нашей встречи в 1997 году у меня на этот счет (то есть на твой счет) есть сомнения. Если ты попросишь, я могу объяснить почему, но сейчас я оставляю этот вопрос в стороне. Я ставлю другой вопрос: а как мы должны вести себя, сталкиваясь сейчас лоб в лоб с ложью и подлостью? Нам ведь (в отличие от отцов) бояться нечего! Вот я и послал тебе в качестве эту статейку из вашей (!) свободной прессы.
В этой статейке нет ни слова правды. Все от начала и до конца - самая омерзительная, тошнотворная ложь. И про запрет пить "кока-колу", и про наказания за жевательную резинку, и про тюремное заключение за кроссовки, и про передачи BBC, для прослушивание которых надо было прятаться в подвал.
Пароксизмом испражнения этого отвратительно дерьма (тут же напечатанного в вашей демократической свободной прессе) является, конечно, описание тогo, как  в 60-70 годах (то есть в тот период, свидетелями которого мы являемся)  агенты КГБ, в длинных черных кожаных пальто, наперевес с "Калашниковыми", ночью хватали невинных людей на улицах и бросали их в черные машины.
И за всей за этой ложью ясно проступает подлость клеветника. Автору надо получить вид на жительство в USA. И он знает, что для этого надо делать. Надо обосрать Россию.
A это, дорогой друг,  ведь та самая страна, которую ты когда-то любил. Статья называется "Восстать против России".  Но согласно тем принципам, которые я исповедую, восстать надо против напечатанных в ней лжи и подлости.

Итак, мой друг, ты восстал? или ты в испуге замер перед ложью и перед подлостью? Чушь! какой испуг? тебе бояться нечего! Так где же тогда твоя реакция порядочного человека (honest man). Неужели ты не видишь, как какая-то сволочь, подонок, безжалостно и в самом извращенном виде публично насилует правду. Ты свободен ? Так скажи тогда, что ты думаешь по поводу агентов КГБ, в черных кожаных пальто, наперевес с "Калашниковыми", ночью хватающих невинных людей на улицах и бросающих их в черные машины. Ты ведь имел дело с ними. Они и в самом деле в черных кожаных пальто и с Калашниковыми наперевес? хватали тебя ночью на улицах и бросали в черные воронки? Кому как не тебе дать комментарии по этому поводу. Ты ведь эксперт в этом вопросе ! Я объяснил тебе, что именно меня "засосало"? Объясни мне теперь почему тебя нет.
ТЫ НЕСВОБОДЕН?
С приветом ко всем твоим домашним, и в первую очередь к отцу.

АМ.

Владимир Косарев

Ты действительно несколько затянул изложение своей мысли, можно было бы и по-короче. Наверное сидел вечерком, выпив стаканчик доброго французского винца. Так сказать: "С винцом в груди"...  Лично я дважды пережил то, о чем ты говоришь. Все мы еще застали время Сталина. Я помню, как мой дядя на семейных застольях любил пофилософствовать, может быть поэтому м у меня осталась тяга к философии. Он любил говорить: "Как повезно нашему поколению - на нашей жизни сразу два руководителя нашей страны оказались гениями: Ленин и Сталин". Может быть он иронизировал, но я этого не замечал. Какой же удар я испытал в 1956 г., когда на стене школьной раздевалки я увидел надпись мелом; "Сталин предатель!". Я тут же нашел кусок мела и исправил. Получилось: ""Сталин председатель!".  Потом нам уже учителя разъяснили понятие "культа личности" и уверили нас, что вот теперь-то у нас будет все "как надо".

Вторым переломным моментом, радикально изменившим мои политические взгляды, был брежневский госпереворот 1964 г., когда в результате заговора, был снят Хрущев. Как раз перед этим на истфаке был организован вечер вопросов и ответов, где одним из вопросов из зала был такой: "Почему у нас ничего не делается для искоренения практики культа личности?" Ответ был такой "Как это не делается? У нас уже столько сделано, что культу личности просто негде обосноваться!" А через день или два Хрущева, совмещавшего посты первого секретаря ЦК КПСС и Председателя совмина, снимают как раз за "совмещение двух руководящих постов и возрождение практики культа личности"! Именно тогда для меня стало очевидно, что не мы избираем своих руководителей. Осознав, что мы живем в стране с жестким недемократическим режимом, я ощущал себя столь же одиноким, словно Штирлиц, в глухом тылу страшного фашистского государства. Именно тогда я начал интересоваться политологией, регулярно слушать иностранное радио и обсуждать происходившие события в кругу семьи и друзей.

Таким образом мои лучшие принципы были заложены в семье и школе, а точко зрения дважды менялась.

24.01.2010 14:15, vladimir kosarev пишет:

Дорогой Андрей,

Вечер памяти Галича прошел у Жоры Михаилова 17 декабря. Народу было не очень много, но впервые там был Миша Пимоненко. Наверное, он хотел попеть, но не было гитары. Я ее не принес, поскольку знал, что Жора любит сам эти песни не петь, а декламировать. Договорились встретиться 25 января в день рождения Высоцкого, который был в народе еще популярнее, чем Галич. Твое "письмо другу" ты мне уже посылал, и я уже поместил его на нашем сайте.

Andrei Mirgorodsky пишет:

Дорогой Володя,

если ты придёшь к Жоре Михайлову на вечер памяти Галича, то передай ему пожалуйста это письмо. В нем я апеллирую к поэзии Галича и к тем нормам этики, которые я там находил, усваивал и исповедовал с тех пор... Возможно, будет уместно даже прочитать это письмо всем. Во-первых, я там благодарю Жору и думаю, его, хозяина дома, это не огорчит.. Во-вторых, если письмо (и это и то, что в аттачменте) будет зачитано, то тогда я позволю (вернее, рискну) заметить, что, по моему мнению, роль магнитофонных обращений Галича к гражданам необъятной нашей Родины, с целью промывания их душ и мозгов, никак не меньше роли самиздатовских версий Солженицына. А может быть даже больше. И просто потому, что самиздатовские экземпляры были катастрофически малочисленны, и читал их очень узкий круг "больных интеллигентов". А записи Галича звучали от Воркуты до Коктебеля, от Калининграда до Камчатки . И подозреваю, что те ребята, которые встали в Москве против танков во время августовского путча, не раз слушали Галича. Ну, и в третьих, надо же будет чем-то занять публику, собравшуюся у Жоры. Не могу, конечно, обойти молчанием факт смерти Коли. В русской классической поэзии есть строчки: "Природа - Матъ, когда б таких людей ты изредка не посылала миру, Заглохла б нива жизни". Это про Николая.

С наилучшими пожеланиями

АМ

 Вчера после нашего разговора я послушал по радио "Эхо Москвы" комментарий журналистки Юлии Латыниной, где она анализирует ситуацию в Гаити и Доминиканах и подобно тебе, хотя и с другой стороны, ругает Запад. Я приложил это в сокращении. Как я понял, в начале нынешнего века путинская Россия потеряла свою былую популярность во Франции, и Коля решил перебраться на работу в Гаити как франкоязычную страну, также малопопулярную во Франции, но затем выучил испанский и перебрался в более благополучные Доминиканы, где практически с нуля создал кафедру физики и физическую школу в Университете Санта-Доминго, за что пользовался там заслуженной любовью и уважением. Ему сильно не повезло, что приехав на недельку в Порт-о-Пренсо, он встретил стихийное бедствие в совершенно несеймостойком здании Института франкофонии.

Кроме того посылаю тебе видеоролик с забавным шоу про "ту самую Марсель": http://vk.com/video10958478_136031589 Для того, чтобы его посмотреть тебе, возможно, придется зарегистрироваться VK, где я создал группу из зарегистрированных там наших сокурсников. Там легко можно размещать свои фото и видео, обмениваясь ими с друзьями.

Глава 2. Продолжение следует


The last update was made on February 10, 2018
Web-Master